Теория и практика геологии

В идеальной схеме между теорией и практикой, выражаясь современным языком, существует обратная связь. Теория основывается на данных, полученных в процессе практической деятельности; запросами и требованиями практики определяются задачи теории. Результаты, полученные в теории, способствуют прогрессу в решении прикладных задач. Получается нечто вроде сообщающихся сосудов — повышение уровня в одном из них вызывает такое же повышение и в другом, не мгновенное, с некоторым отставанием, но выравнивание дол-жно происходить. Считается, что теория должна несколько опережать практику, т. е. пополняться должен в первую очередь «теоретический сосуд».
Но это в идеале, а на самом деле? В действительности на деле такая схема в геологии далека от совершенства. Каналы, соединяющие эти два сосуда, работают как будто хорошо в одну сторону — от практики к теории, и хуже — в обратном направлении. Любые теоретические задачи и построения опираются на практические данные. Без этого теория оказывается бесплодной. Хотя и тут бывают исключения, а иногда мы наталкиваемся на поразительные интуитивные озарения и можно только удивляться, как при крайне скудных фактических данных могла быть высказана та или иная смелая гипотеза, подтвержденная и доказанная много позднее. Но это исключения. А вот обратное влияние теории на практические, прикладные задачи… Однако лучше обратимся к конкретным примерам.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.